Тема войны в поэзии В. Высоцкого
Творчество Владимира Семеновича Высоцкого многогранно. Стихотворения и песни о Великой Отечественной войне занимают одно из важных мест в его лирике.
Когда началась война, ему было только три года, но его стихотворения настолько проникают в душу, что ощущаешь личную причастность поэта к фронтовым событиям. Кажется, как будто он сам со своими однополчанами штурмовал высоту, на которой «все судьбы с путями скрестились»: «Ползли к высоте в огневой полосе / Бежали и снова ложились…». Как будто он сам, тяжело раненный, лежал в госпитале.
И однажды как в угаре,
Тот сосед, что слева, мне
Вдруг сказал: «Послушай, парень,
У тебя ноги-то нет…»
То вдруг он предстает перед нами старым, опытным, много повидавшим воином, шагнувшим в бой из окопа. И, понимая, что «на этот раз» ему «не вернуться», он свято верит в победу и освобождение Родины сынами, юными солдатами, надеется, что они вернутся живыми:
Я успеваю улыбнуться,
Я вижу, кто идет за мной.
Мы не успели… оглянуться,
А сыновья… уходят в бой…
То мы видим его еще молодым солдатом, не успевшим испытать жизненных радостей. Увидел в небе падающую звезду и загадал самое заветное желание «выйти живым из боя», и был убит вражеской пулей, показавшейся ему в последний миг жизни упавшей с неба звездой:
Я уж решил: миновала беда
И удалось отвертеться…
Но с неба свалилась шальная звезда
Прямо под сердце…
Поэт переживает смерть друга, как свою собственную смерть: «Все теперь одному, только кажется мне:/ Это я не вернулся из боя».
Только настоящая творческая личность может так сопереживать судьбе своего народа и каждого отдельного человека. Сам Высоцкий говорил: «Нельзя сказать иду в ногу со временем — это слишком высоко. Просто беспокойство времени, его парадоксы постоянно живут во мне, требуют выражения».
И было с кого брать пример поэту. Его отец кадровым офицером прошел тяжелый фронтовой путь от Москвы до Берлина. Он говорил про сына: «По-моему, главное в нем то, что рос он, окруженный людьми простыми и честными, прошедшими через войну,— настоящими людьми».
Глубоки и жизненны военные стихи Высоцкого, мотивы разнообразны, в основе своей оригинальны, отчасти корнями уходят в классическую литературу. Высоцкий показывает нам человека во всех его проявлениях: от низменного до возвышенного, от обыденного до исключительного; раскрывает чудовищную сущность войны.
В стихотворении «Расстрел горного эха» поражает жуткостью картина вторжения войны в мирную жизнь. Гибель простых людей автор изображает при помощи развернутого олицетворения, через образ веселого горного эха.
Всю ночь продолжалась
кровавая злая потеха,
И эхо топтали — но звука никто не слыхал,
К утру расстреляли притихшее горное эхо…
И брызнули камни, как слезы, из раненых скал.
Погибают солдаты, освобождая землю, и в каждой пяди видят «все наши деревни, леса, города». Погибает друг, и его фронтовой товарищ с горечью вспоминает: «Нам и места в землянке хватало вполне…». «Сейчас глаза мои сомкнуться, я крепко обнимусь с землей»,— произносит умирающий боец.
Землю автор олицетворяет — «почернела от горя», сравнивает с «горелой кашей», на ее живом теле, « как разрезы, траншеи легли и воронки, как раны зияют» , но она вынесет все, ее рано записывать в калеки.
Да, военные стихи Высоцкого трагичны, но в то же время мы не видим в них безысходности, они полны оптимизма. И этот оптимизм черпается из глубочайшей, настоящей сыновней любви поэта к родной земле: «Материнства не взять у земли, / Не отнять, как не вычерпать моря…».
Многие поэты воспели женскую верность: К. Симонов «Жди меня», А. Твардовский «Дом у дороги», но в жизни бывало и иначе. Тот, кто «полмира почти через злые бои прошагал и проползал с батальоном», чудом уцелел на фронте, вернувшись домой, застает в родном доме «неприветливогохозяина».
Но смертельная рана зашла со спины,
И изменою в сердце застряла…
Но…
Я себя в пояснице согнул,
Силу воли позвал на подмогу:
«Извините, товарищи, что завернул
По ошибке к чужому порогу,
Дескать, мир и любовь вам
Да хлеба на стол,
Чтоб согласье по дому ходило…»
Даже в такой ситуации лирический герой остается самим собой, настоящим человеком, мужчиной.
Множество тем поднимает Высоцкий в своих произведениях: трагедия нерожденных детей (Я бы звезду эту сыну отдал просто на память…/В небе висит, пропадает звезда — некуда подать.), героизм одних и карьеризм других:
Нам говорили: «Нужна высота»
И: «Не жалеть патроны!».
Вот покатилась вторая звезда
Вам на погоны…
«Мы не умрем мучительной жизнью, / Мы лучше верной смертью оживем»,— вот та великая мудрость, сформулированная В. С. Высоцким, которая обретается там, у последней черты.
Не вернувшийся из боя солдат продолжает жить в душе своего товарища («Он не вернулся из боя»).
Наши мертвые нас не оставят в беде.
Наши павшие как часовые.
Отражается небо в лесу, как в воде,
И деревья стоят голубые.
Герои военных стихотворений Высоцкого, честно прожив жизнь, став частицей чистого и ясного неба, помогают нам сохранить веру в добро и справедливость, не заблудиться в современном суматошном мире.